Рекомендации Российской Гильдии пекарей и кондитеров для стабилизации и развития рынка хлебопечения России

В России уже много лет, и так будет в дальнейшем, предложение по муке превышает спрос. Пекарям есть из чего выбирать. Для полноценного функционирования рынка хлебопечения необходимо 18−20 млн. тонн зерна. Такой объем зерна, даже с учетом экспорта, у нас в стране имеется.

В настоящее время структуру хлебопечения России составляют 198 крупных, 559 средних, 2794 малых и 13974 микро профильных предприятий.

Рис. Структура цены на хлеб

Батон №1

Батон №2

 

 

 

Расчеты показывают:

Из одной тонны зерна (пшеницы) получается в среднем 750 кг муки.

Из одной тонны муки выходит 1,45 тонны хлеба.

Таким образом, из одной тонны зерна можно получить 1,088 тонны хлеба. В оптово-розничной цене производителя хлебобулочных изделий, без учета других факторов, стоимость муки составляет 24,5%, а стоимость зерна 19,7%.

Изменение цены зерна на 10% влияет на изменение оптово-розничной цены хлеба на 1,9%, а изменение цены муки на 10% ведет к изменению оптово-розничной цены на хлебобулочные изделия в среднем на 2,5% (Батон №1).

Основное влияние на розничные цены оказывает торговая наценка, достигающая 35% (Батон №2).

Для того, чтобы эта наценка оставалась у производителя и он бы смог, регулируя её, формировать комфортную для потребителя цену, Российская Гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК) подготовила рекомендации (краткосрочные и долгосрочные) для стабилизации и развития рынка хлебопечения России:

К краткосрочным рекомендациям относятся:

1. Развитие собственной розничной торговли производителей хлеба, в том числе нестационарной, малоформатной, мобильной, которая позволит пекарю существенно расширить рынок сбыта и увеличить объём производства и ассортимент продукции. Хлеб, срок реализации которого 72 часа, станет территориально и экономически доступным для потребителя в населённых пунктах, не имеющих собственных пекарен.

 Прибыль, остающаяся у пекаря, может быть направлена на модернизацию производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции (в том числе функционального и специализированного назначения), увеличение фонда оплаты труда. 

От этого выиграют как потребители, которых волнует конечная цена хлеба на полке магазина, так и производители (сохранение и расширение объема производства, кадров, возможность выполнения заключенных договоров, в том числе по госконтрактам), а также муниципальные образования в целом, которые получат развитое и конкурентное хлебопечение, а также дополнительные доходы и занятость местного населения.

Необходимость размещения малых торговых точек в непосредственной близости к потребителям отражена в проекте «Стратегии развития торговли в РФ до 2025 года», подготовленном Минпромторгом России.

К долгосрочным рекомендациям относятся:

1. Поскольку хлеб является региональным и даже муниципальным продуктом, а рынки хлебопечения зависят от географии, экономики региона и множества других факторов, развитие конкуренции на местном рынке производства и продажи хлеба и хлебобулочных изделий через разработку и внедрение региональных программ позволит сохранить продуктивную конкурентную среду, минимизируя негативные последствия пандемии.

Развитие хлебопечения на региональных рынках путем создания условий для новых бизнесов позволит достичь показателя количества субъектов хлебопечения из расчета 2 ед. на 10 тыс. человек населения, а также будет способствовать созданию к 2030 году до 13 тысяч новых субъектов малого и среднего предпринимательства в хлебопечении, т.е. свыше 230 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, открытие новых предприятий позволит развивать кооперативное хлебопечение, увеличит занятость в регионах, снизит социальное напряжение, вызванное падением уровня доходов.

Российская Гильдия пекарей и кондитеров готова принять участие в реализации комплекса мероприятий по краткосрочным и долгосрочным мерам для стабилизации ситуации на рынке Российского хлебопечения.

 

 

 

 

 

 

15.12.2020

У вас появились вопросы? Задайте их на нашем сайте!

Задать вопрос онлайн